На главную Назад к электронной библиотеке

Инновационный путь развития экономики



Автор: Н.Новицкий, доктор экономических наук

Источник: Журнал "Экономист". - 2000. - №6. - с.34-39.


Начав социально-политические и институционально-экономические преобразования, страна встала перед выбором наиболее перспективных направлений государственной политики, определяющих новые контуры общества. В научных исследованиях рассматриваются множество вариантов развития", среди которых выделяются два: продолжение рыночных реформ при сырьевой ориентации народного хозяйства, чреватой распадом федеративного государства; активизация экономических преобразований на основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новой социально-экономической стратегии, а также интеграции страны в мировое хозяйство.

Вместе с тем возможен и инновационный путь развития экономики, предполагающий взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной, институциональной и других сфер. При этом стержнем может стать государственный протекционизм научно-технического развития, обеспечивающий социально ориентированный технологический прорыв.

Развитые страны ускоренно формируют новые технологические уклады, исходные научные заделы для которых создавались и в России. Во-первых, имеется в виду информационно-компьютерная индустрия, на базе российской полупроводниковой и голографической теории, обеспечивающей реальную возможность перехода к нанотехнологиям и производству на основе их применения в ближайшие 15-20 лет ряда принципиально новых материалов и потребительских товаров, а также создание искусственного интеллекта и психотронных информационных технологий, позволяющих интегрировать виртуальную реальность и создать абсолютную иерархию управления всеми социально-экономическими процессами и финансовыми потоками.

Во-вторых, прорыв в разработках качественно новых источников энергии и достижение управляемости термоядерной реакцией (примером являются наши "токамаки"), а также передача суперлазерами с околоземной орбиты неисчерпаемой солнечной энергии на основе использования российской космической и лазерной технологий. Вовлечение в экономический оборот возобновляемых и практически неисчерпаемых источников ядерной и солнечной энергии способно приостановить расточительное расходование уникальных природных запасов энергоресурсов и кардинальным образом изменить существующее производственно-экономическое разделение труда на мировом рынке.

В-третьих, революционный прорыв в технологиях генной инженерии и медицины, создающий возможности клонирования высокопродуктивных растений и животных, позволяющий реализовать обеспечение населения питанием, а в медицине ожидается возможным осуществить выращивание и трансплантацию человеческих органов при значительном продлении жизни людей.

До 2015 г. России необходимо не просто сохранить имеющиеся научные заделы в области перечисленных основных технологических прорывов, а использовать методы государственной поддержки инвестиционной деятельности и налогово-льготного стимулирования для осуществления инновационной политики. Важен также учет зарубежного опыта.

Естественно, что одновременно все направления технологического прорыва реализовать не удастся. Поэтому необходима государственная избирательная инвестиционная поддержка, в первую очередь тех технологий, по которым имеются заделы. Развитие отечественной авиакосмической технологии свидетельствует, что инвестировать следует прежде всего перспективные направления научно-технического прогресса с опережением на 20-50 лет вперед, отказываясь отказ от прежней практики простого сокращения разрыва в уровне уже сложившихся технологий в промышленно развитых странах, которое обрекает любую экономику на технологическую деградацию.

В первую очередь целесообразна государственная инвестиционная поддержка накопленного потенциала фундаментальных научно-технологических разработок учеными РАН в ее научных центрах, в наукоградах и в НИИ, на предприятиях оборонного комплекса. Для этого в бюджете необходимо выделять финансирование инноваций специальной строкой. Государственная поддержка инноваций и вовлечение в социально-экономическое развитие отечественных суперсовременных научно-технических знаний определят место России в мире.

Рыночные источники формирования инвестиций и приоритеты инновационного развития в рассматриваемой перспективе будут зависеть от возможности финансирования и избирательного метода вложений в инновации на принципах становления рынка инвестиций и технологий. На первых этапах потребуются нетрадиционные способы изыскания денежных ресурсов за счет привлечения средств предприятий, валютных накоплений граждан, а также с помощью финансово-кредитной политики государства, направленной на приоритетное формирование национального рынка инвестиций и технологий.

Государственный протекционизм инновационного развития обеспечит устойчивый спрос на инвестиции, который может обслуживаться инвестиционно-финансовыми структурами, денежно-кредитной Системой. Формирование названного рынка зависит от стимулирования спроса на средства труда и им-портозамещения путем приоритетного инвестирования производства прогрессивных технологий, машин и оборудования для потребителей всех секторов экономики. Одно из ведущих направлений - массовое кредитование банками инновационной деятельности при условии снижения ставки рефинансирования до 15% и неизменного ее сохранения на период 5-8 лет, необходимый для полной окупаемости основного объема капиталовложений,

Значительные резервы заключены в привлечении акционерного капитала и формировании рынка ценных бумаг, способного стимулировать инвестирование высоких технологий посредством выпуска акций юридически оформленными инвестиционными компаниями и частными венчурными фирмами при реализации ими конкретных инвестиционных проектов, прошедших специальную экспертизу и обеспечивающих возвратность капиталовложений. При этом дивиденды, выплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении АО (ЗАО) после уплаты обязательных налогов, не должны повторно облагаться налогами.

Кроме того, акционерные риски на рынке инвестиций и технологий необходимо свести к минимуму путем передачи прав распоряжения акциями (за вознаграждение в 3-5% от дивидендов или доходов) специализированным компаниям по рыночным операциям с ценными бумагами, а также банкам, гарантирующим стабильный процент дохода. Не хватает, однако, соответствующих законодательно-правовых актов.

Инвестирование на основе ипотечного кредитования целесообразно в первую очередь для привлечения средств в жилищное строительство и развитие частного венчурного предпринимательства с участием государственной финансово-кредитной системы. Ипотечные кредиты должны предоставляться Сбербанком под стабильные проценты (не более 10-15% на период до 30 лет), как под государственные, так и под закладные гарантии или гарантии частных лиц и фирм.

Для вовлечения в хозяйственный оборот сбережений, граждан надо восстановить их доверие к государственному банковскому сектору. За счет сокращения оттока капиталов и мобилизации валютных ресурсов населения, достигших свыше 40 млрд. долл., возможно расширить инвестирование на 10-12 млрд. долл. в год. Целесообразно восстановить наряду со сбережениями населения, потерянными в 1991-1992 гг., также банковские вклады, пострадавшие от финансового дефолта в августе 1998 г.

Одним из инвестиционных источников может стать ограниченная денежная эмиссия для возвратного кредитования роста инноваций и высокотехнологичных производств. В развитых странах она используется как метод искусственного повышения совокупного спроса на внутреннем рынке. При этом темпы инфляции не превышают 2-3%. Но такой способ применим в условиях политической стабилизации и ослабления налогового пресса на предпринимательскую сферу.

Необходимо формирование новой налоговой системы, с тем чтобы она стимулировала инвестирование и инновационную деятельность. Действующая налоговая система не учитывает специфику переходной рыночной экономики, а по своему аналитическому и методологическому содержанию мало понятна широкому кругу предпринимателей. Поэтому ее целесообразно упростить. Главное - перенос налогового бремени в первую очередь путем прогрессивного налогообложения доходов и недвижимости богатых слоев населения.

На реализацию продукции, работ и услуг целесообразен один налог (на валовой доход). Вместо налога на прибыль следует ввести рентное налогообложение сверхприбылей любого предпринимательства (при превышении предельной нормы прибыли на капитал) и освободить от рентного налога все предприятия, направляющие полученную сверхприбыль на развитие производства и внедрение новых высокоэффективных технологий. В инновационной сфере важно создать систему налоговых льгот (сокращение налоговых ставок не менее чем на 50%), которые предприятия должны "зарабатывать". В рыночных условиях поступления в бюджета различных уровней должны обеспечиваться путем "зарабатывания" доходов и дивидендов на государственных и муниципальных предприятиях, а также долевого участия в инновационной деятельности.

Увеличение доходов бюджета существенно сдерживается продолжающимся обложением деградирующих структур в науке и научном обслуживании косвенными налогами, вместе с начислениями на заработную плату достигающими свыше 60%, а также НДС (примерно 30%) при практически отсутствующем налоге на прибыль. Кроме того, основная часть НДС (до 90%) изымается на конечной стадии научно-инновационного цикла - в сфере внедрения НИОКР, что еще более отталкивает реальный сектор экономики от предоставления заказов науке, а в результате усиливается невостребованность новшеств производством.

Государственное финансирование науки и научного обслуживания в бюджете составляет 0,7-0,8% ВВП, в то время как в США - 3-4, в Японии - до 5, а в странах ЕС - не ниже 3% по удельному весу ВВП. Но при этом доля налоговых поступлений из сферы науки и научного обслуживания составляет около 0,2-0,3% ВВП, т. е. фактически финансирование науки не превышает 0,5% ВВП.

В научно-инновационной деятельности и производстве новых технологий, машин и оборудования целесообразно ослабить фискальное давление и усилить налогово-льготное стимулирование. Во-первых, имеется в виду отказ от применения НДС на всех стадиях цикла. Со стороны государства отмена НДС будет соответствовать косвенному финансированию науки и научного обслуживания - примерно 0,2-0,3% ВВП. При этом ожидаемый эффект может достигнуть 2-3% прироста ВВП с учетом увеличения косвенных налогов порядка 0,4-0,6% ВВП. Одновременно в сопряженных отраслях народного хозяйства, потребляющих и тиражирующих продукцию инновационной сферы, при условии стабилизации и экономического роста прирост ВВП может превысить 3% в год. Таким образом, освобождение от основных налогов, и в первую очередь от НДС, в эквиваленте на один рубль означает прирост ВВП в 15-20-кратном размере.

В инновационной сфере рациональней было бы отказаться от взимания налога на прибыль в пределах среднеотраслевой рентабельности фондов до 40%. Это послужило бы стимулом создания новых высокоэффективных технологий, машин и оборудования на всех стадиях инновационного цикла.

Возможны также антиинфляционное налоговое регулирование инновационной деятельности; регулирование ускоренного воспроизводства на основе введения ускоренной амортизации (в 3-5 раз), предоставление налогового инвестиционного кредита на финансирование инноваций и т.д. Все это не потребует дополнительного финансирования, но при взаимодействии с другими факторами может к 2015 г. обеспечить прирост ВВП до 3-4% в год.

Структурно-инвестиционный маневр и восстановление расширенного воспроизводства - важнейшие условия стабилизации и роста экономики, формирования цивилизованного рынка. Развитие производства и сферы услуг зависит от спроса. Однако доходы граждан постоянно сокращаются. Только около 10% населения обладают стабильными доходами. Падение же спроса приводит к деградации производства. Структурно-инвестиционный маневр необходим для кардинальной социальной ориентации рыночного спроса и формирования адекватной структуры рыночной экономики2. Возможны следующие направления такого маневра.

Первое - расширение возможностей сбережения и инвестиционных накоплений населения на основе государственного протекционизма для роста потребительского спроса в 5-10 раз.

Второе - протекционизм в целях резкого повышения инвестиционного спроса путем финансово-кредитного подкрепления общероссийского рынка инвестиций и технологий и формирования эффективной рыночной инфраструктуры, приоритетного развития научно-инновационной деятельности.

Третье - протекционизм приоритетного развития производства высокотехнологичных машин и оборудования для социально значимых отраслей экономики и сферы услуг на основе государственного заказа и связанных кредитов а также импортозамещения оборудования для удовлетворения спроса экспортно ориентированных отраслей при одновременной государственной поддержке производителей аналогичных отечественных образцов.

Четвертое - введение государственного заказа на производство основных видов сельскохозяйственной продукции и беспроцентного государственного кредитования сельского хозяйства под закупки посевного зерна, сельскохозяйственных машин, горюче-смазочных материалов для проведения посевных работ и сбора урожая, а также выдача государственных субсидий для поддержки уникальных видов, сельхозпроизводства в регионах проживания малочисленных народностей Крайнего Севера.

Восстановить расширенное воспроизводство необходимо до 2015 г. и в соответствии с социальной ориентацией структурно-избирательного маневра на основе первоочередного инвестирования самых коротких воспроизводственных цепочек, начиная со второго подразделения по выпуску товаров народного потребления, во взаимосвязи с развитием средств труда и предметов труда путем приоритетного инвестирования инноваций, с последующим восстановлением всей цепи научно-технологического цикла. Преобладающий тип воспроизводства - интенсивный метод эксплуатации основных фондов на основе повышения загрузки мощностей. Имея в виду значительную утрату воспроизводственных цепочек из-за разрушения СССР, а также прекращения работы ряда предприятий по выпуску средств труда в машиностроении, на первых этапах целесообразно развивать воспроизводственные связи в рамках Союза России и Белоруссии, включая другие страны СНГ, импортируя только отдельные виды оборудования.

При условии постоянного повышения инвестиционного спроса и расширения посредством финансово-кредитной системы сбережений и инвестирования после 2015 г. возможен переход к структурно-инновационной модернизации народного хозяйства. Следовательно, предстоит обеспечить сбалансированность расширенного воспроизводства посредством дополнения коротких циклов более длительными. Это позволит восстановить устойчивые накопления и перейти к стадии стабильного социально-экономического развития на основе приоритетного наращивания наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.

Необходимо создание государственной институциональной системы, интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Научные методы принятия управленческих решений будут способствовать формированию национальной геополитики, прогнозированию и выбору путей экономического развития, обоснованию законодательно-правовых актов и повышению эффективности организационных мер в звеньях вертикальной и горизонтальной систем государственной власти. Нужны стабильность и надежность механизма управления. А для этого необходимы методические рекомендации по инвестированию на макро-, мезо-, микроуровнях и законодательно-правовые документы по регулированию данного процесса.

Согласно закономерностям экономической динамики выход из депрессии возможен только при инвестировании высокоэффективных базовых технологических нововведений, внедрение которых в производство обеспечит формирование нового технологического уклада для осуществления социально ориентированного экономического роста.

В финансово-кредитной сфере целесообразно осуществлять протекционизм инновационной деятельности, создав для этой цели Государственный инновационный фонд под эгидой РАН, который бы совместно со Сбербанком РФ кредитовал рынок инноваций и технологий. Важно также подготовить законодательную базу для формирования льготной системы инвестирования и снижения налогов в сфере венчурного бизнеса. Фонд мог бы выполнять организационно-экономические и экспертные функции, контролировать расходование бюджета инновационно-экономического развития, представлять на рассмотрение правительству крупные проекты, требующие государственной поддержки. По его рекомендации должно осуществляться кредитование малых предприятий и венчурных фирм под проценты (не выше 10-15%). Не менее 20% инновационных программ и уникальных технологических разработок, отобранных экспертизой, могли бы инвестироваться на безвозмездной договорной основе с предоставлением государству прав на совместное владение патентами и долевое участие в доходах в течение пяти лет. Фонд был бы полезен и для привлечения финансовых ресурсов частных банков и иностранных инвесторов на долевой основе для реализации уникальных технологических разработок и совместных патентов.

По мере научно-методологических обоснований инновационной стратегии и формирования законодательно-правовой базы необходимо последовательно перестраивать институциональные структуры, которые должны обладать относительной стабильностью в соответствии с целями и принципами избранной стратегии и преобразовываться лишь при изменении методологической и законодательно-правовой базы. Создание эффективного механизма инновационной деятельности поможет осуществить научно-технологический прорыв в XXI в.

В период 2015-2025 гг. станет актуальной задача формирования социально-научного сообщества. Она предполагает создание главной предпосылки для устойчивого развития социально ориентированной экономики - подготовку высокопрофессиональных специалистов во всех отраслях на основе непрерывного цикла образования и переподготовки кадров, способных осуществлять научно-технологическую модернизацию народного хозяйства. В перспективе возможны всеобщее высшее образование для всех слоев населения, а также создание предпосылок при повышении квалификации для присвоения научных степеней и званий высококвалифицированным специалистам, что дает основание характеризовать будущий социум как социально-научное сообщество. Его формирование с помощью инновационного развития выступает одновременно и конечной целью, и главным фактором технологического прорыва. Иначе говоря, социально-научный прогресс будет достигаться на основе инновационной деятельности, а технологический прогресс - за счет создания благоприятных условий развития человека - всеобщего научно-образовательного и культурного воспитания, доступности всех форм медицинского, жилищного и социального обеспечения.

Поэтому социальные инвестиции предстоит ориентировать в первую очередь на систему комплексной подготовки и повышения квалификации кадров, материальную обеспеченность работников инновационной сферы, науки и образования. Рост благосостояния людей достижим на основе инновационного пути развития, при увеличении производства на базе технологической модернизации.



На главную Назад к электронной библиотеке